27 сентября 2018 года при поддержке АПМИ ОПК прошло заседании Межведомственного координационного совета Коллегии ВПК РФ по развитию производства медицинских изделий в организациях оборонно-промышленного комплекса.





vrosmp rapmed msp msp

Список партнеров Ассоциации:

Список Членов Ассоциации:

27 сентября 2018 года при поддержке АПМИ ОПК прошло заседании Межведомственного координационного совета Коллегии ВПК РФ по развитию производства медицинских изделий в организациях оборонно-промышленного комплекса.

27 сентября 2018 года при поддержке АПМИ ОПК прошло заседании Межведомственного координационного совета Коллегии ВПК РФ по развитию производства медицинских изделий в организациях оборонно-промышленного комплекса (Межведомственный координационный совет) на тему: «О совершенствовании системы закупок медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд».

Заседание проходило на базе АО «Швабе» (г.Москва), одним из основных направлений деятельности которого является разработка и серийное производство наукоемкой медицинской техники.

Открывая заседание, заместитель председателя Коллегии ВПК, сопредседатель Межведомственного координационного совета Олег Иванович Бочкарев отметил, что Президентом Российской Федерации  поставлена задача к 2030 году увеличить долю гражданской продукции в структуре продукции оборонно-промышленного комплекса до 50%. Поскольку медицинская техника является технически сложным видом продукции, целесообразно, чтобы ее производство было открыто на предприятиях ОПК. Примером успешно действующего производства является концерн «Швабе», медицинские изделия которого по некоторым направлениям занимают до 70% российского рынка.

Первым был рассмотрен вопрос о ходе выполнения плана мероприятий по формированию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части медицинских изделий и обеспечении синхронизации содержащейся в нем информации с информацией, содержащейся в государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Начальник отдела информационного обеспечения в сфере закупок департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Виктория Игоревна Цыбульская проинформировала, что все работы над каталогом ведутся в соответствии с утвержденной «дорожной картой». Особое внимание, по ее словам, уделяется рынку медицинских товаров и услуг. По состоянию на сентябрь 2018 года в среди утвержденных позиций каталога более 30 тысяч позиций по наиболее востребованным медицинским изделиям (259 видов). В Единой информационной системе размещено более 20 тысяч позиций каталога по медицинским изделиям, в т.ч. стентам, катетерам, эндопротезам, электрокардиостимуляторам и проч.

Вместе с тем, представители производителей отметили, что на российском рынке, по экспертным оценкам, обращается порядка 200 тысяч медицинских изделий, которые также должны быть внесены в каталог, иначе государственные заказчики просто не смогут произвести закупку необходимой для системы здравоохранения продукции.

При этом вопрос о соотнесении данных Каталога и ГИСП остается в работе, поскольку при формировании данных аз данных применяется различная методология. Минфин при описании продукции не указывает информацию о производителе, торговых наименованиях, а описывает укрупненные, групповые характеристики. Синхронизация каталогов должна завершиться к июня 2019 года.

Заместитель директора Фонда развития промышленности Владимир Владимирович Распопов в выступлении представил основные инструменты государственной информационной системы промышленности, обеспечивающие совершенствование системы закупок медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд.

По его словам, ГИСП является инструментом продажи российской продукции. За 2017 год в системе было заключено порядка 54 млн. сделок, в  т.ч. прямых продаж. Объем сделок по медицинским изделиям пока остается невысоким.

Одной из проблем является низкий уровень детализации планов-графиков закупок субъектами Российской Федерации. Органы здравоохранения регионов не обладают достаточной информацией о  потребностях организаций здравоохранения в медицинских изделий. Несмотря на имеющееся поручение, только 26 субъектов представили информацию по детализации закупок, при этом степень детализации составила всего 15%. В результате, производители не имеют информации о потребностях российского здравоохранения и медицинских изделиях.

В 2019 году работы по данному направлению будут продолжены. Также предполагается разработать нормативный правовой акт, который должен регулировать порядок взаимодействия и обязанности субъектов.

Во втором блоке обсуждения слово было предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации, 37 представителей которых присутствовали на заседании Совета. В связи с тем, что одной из наиболее острых проблем для производителей медицинских изделий является реализация продукции в рамках системы государственных и муниципальных закупок, в рамках состоявшегося заседания о региональном опыте организации закупок медицинских изделий в 2017-2018 годах и роли продукции российского производства в системе госзакупок представили информацию Министр здравоохранения Калининградской области Александр Юрьевич Кравченко, Министр здравоохранения Нижегородской области Антон Александрович Шаклунов, заместитель руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы Юлия Олеговна Антипова.

В последние годы государственные закупки в субъектах Российской Федерации проводятся централизовано, специально созданными учреждениями аккумулирующие заявки учреждений здравоохранения. Положительными результатами такой организации системы закупок являются экономия бюджетных средств, выравнивание цен, снижение количества нарушений закупочных процедур.

Представители организаций АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова», АО «Русатом Хэлскеа», компании «Киль», ООО «Конверсия» проинформировали членов Совета о результатах работы по продвижению медицинской продукции на российский рынок. При этом производители отметили необходимость взаимодействия с медицинским сообществом, чтобы понимать текущие и перспективные потребности системы здравоохранения, разрабатывать новые, инновационные виды продукции.

Совершенствованию системы государственных закупок медицинских изделий, как важнейшему фактору повышения конкурентоспособности медицинской промышленности был посвящен доклад президента Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности, сопредседателя Межведомственного координационного совета Юрия Тихоновича Калинина.

В частности, он отметил, что рынок лекарственных средств и медицинских изделий в 2017 году составил 1,5 трлн. рублей. При этом на закупку иностранной продукции был потрачен 1 трлн. рублей. Российские медицинские изделия занимают только 21% рынка, хоты экспертные оценки показывают, что потенциал в полтора раза выше. Во многом конкуренция ограничивается нарушениями при проведении государственных и муниципальных закупок. В частности, когда в нарушение требований проводятся закупки в обход постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102, снижение от максимальной начальной цены контракта составляет лишь 2%. Так, анализ 73 закупок шприцев одноразового применения, проведенных без нарушениях требований законодательства, показал снижение максимальной начальной цены контракта на 49%, т.е. экономия составила 304 млн. рублей. При закупке рентген-аппаратов и маммографов российского производства экономия составила 1 млрд. рублей. При закупках иностранного оборудования снижение цены контракта, как правило, не происходит, т.к. техническое задание составляется под конкретную модель медицинского изделия, что не позволяет принять участие в конкурсе другим производителям.

Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 гда № 102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, функции по подтверждению российского происхождения медицинских изделий возложены на торгово-промышленные палаты.

Сопредседатель Межведомственного координационного совета, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Николаевич Курочкин проинформировал участников о том, что за период действия постановления Правительства общее количество выданных разовых сертификатов СТ-1, оформленных на конкретную закупку, составило 19157, общее количество выданных сертификатов СТ-1 со сроком действия до одного года – 1632. Количество предприятий, осуществляющих производство медицинских изделий российского происхождения, которые получили сертификаты СТ-1, за период действия постановления составило 260.

В дискуссиях прозвучало выступление генерального директора АО «ПОЗИС» Радика Шавкятовича Хасанова, который поднял вопрос об исполнении поручений Президента Российской Федерации по участию предприятий оборонно-промышленного комплекса в обеспечении отечественных ЛПУ российскими медицинскими изделиями.

По итогам заседания готовится протокол с конкретными поручениями, в которые войдут высказанные в ходе обсуждения предложения.




© АПМИ-ОПК

125190, г. Москва, ул. Балтийская, д. 14, стр. 1.